• Апрель

    28

    2019
  • 38
  • 0
«Голова – предмет темный…»

«Голова – предмет темный…»

С больной головы на здоровую?..

или

«Голова – предмет темный…»

 

— На что жалуемся?
— На голову жалуется, доктор.
— Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
— А голова, доктор?
— А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит.

(х/ф «Формула любви», 1984 г.)

 

За время своей работы (мы присутствуем на тюменском рынке с 2004 года) мы неоднократно сталкивались со случаями приезда авто с  сервисов, мастера которых не могли выяснить причину поломки или «плохого» поведения мотора и винили во всем турбокомпрессор. Узел, мол, сложный, непонятный, изучению и диагностике не подлежит… Это он во всем виноват!

Ага.

Иногда действительно, была зафиксирована «вина» ТКР, но чаще причины лежали в другой плоскости…  Судите сами, вот некоторые случаи из жизни (лишь некоторые: их за двадцать лет было – все не упомнишь):

— Не работали датчики (самые разные), а грешили на турбину. Поменяли (датчики, не турбину) – владелец, счастливый, уехал!..

— Не была надета трубка с «вакуума» на клапан управления турбокомпрессора (в случае с турбиной VNT с изменяемой геометрией). Надели.  Боль прошла. Владелец, счастливый, уехал!..

— Был нарушен угол установки впрыска топлива (сервисмэны грешили на турбину, не сумев (не захотев?) разобраться (но мы же почему-то разобрались??). Типичная реакция провинциального доктора: «…голова предмет темный, исследованию не подлежит…». Ага.

— Ремень ГРМ перескочил на зуб. Владелец был очень удивлен.

— Не работала одна свеча (оплавился электрод). Заменили – владелец, счастливый, уехал!..

— Предельно изношен двигатель (сапунил: давление картерных газов — 280 мм.вод.ст.). Но мастер заявлял о проведенных замерах компрессии, утверждая, что она «хорошая». На вопрос – «Сколько конкретно, по цилиндрам?» –  у мастера наступила внезапная временная амнезия на цифры…

— Жалобы на «маленькое давление наддува». В ответ на вопрос: «маленькое – это сколько? Как и чем замеряли?» — тишина… Опять амнезия…  Профессиональная болезнь, видимо… Замечена у псевдопрофессионалов.

— Была закоксована трубка подвода масла в ТКР. После замены компрессора на новый и отказа и его (!), вспомнили про «Турбо-Центр». Прочистили ультразвуком. Вопрос снят.  Подробности последующего разговора клиента с мастером по поводу  непромытой трубки – нам неизвестны…

— Самая, пожалуй, популярная причина обращений: при соединении трубок подвода и отвода масла регулярно применяют герметик (это – запрещено*) – «для надежности». Хотели как лучше – получилось как всегда: отказ нового турбокомпрессора.

*Герметик, высыхая от температуры, крошится и попадает в каналы подшипников, вызывая масляное голодание и последующий отказ подшипникового узла.

— Засосало тряпку, уронили в турбокомпрессор шайбу, гайку, презерватив…  (никогда не задумывались, почему в аэропортах и на аэродромах не любят птиц и разгоняют их любыми способами? А ведь ворона по сравнению с двигателем «Боинга» куда более мелкая тварь, нежели гайка по сравнению с крыльчаткой ТКР!).

— Разобрали самостоятельно (прямо запрещено всеми инструкциями и документами всех производителей ТКР!) – половину деталей потеряв, вторую поломав, и только потом – в сервис. Пытливый русский ум!

Не устаем повторять: в отличии от других узлов – самостоятельно отремонтировать турбокомпрессор нельзя. Запрещено. Нет опыта, материалов,  балансировочного станка, спец.инструмента, да и запчастей к ним. Не говоря уж о знании устройства и принципов работы. Заводчане и сельчане (от бедности) пробуют «творить» — не выходит. Классические технологии ремонта тут не  подходят. Турбокомпрессор не прощает небрежностей исполнителя. Он мстит ценой.  (Поэтому и стоит особняком в каталогах, как правило, не детализируемый, и подпись снизу: «Обращаться только в специализированные сервисные центры». Да и центров-то тех – практически нет. На вопрос: «Почему так?» — хорошо ответил кот Матроскин из «Простоквашино»: «У нас средства есть, у нас – ума не хватает!»).

— Заказывают одно – привозят другое. Непрофессионализм сервисов?

— Залили масло НЕ для турбированного двигателя – надо было, видите ли «…просто доехать». Доехали. До нас: вскрытие показало полную закоксовку…

При этом многие мастера знают, что даже компьютерная диагностика двигателя не может стопроцентно определить — виноват ли точно турбокомпрессор? Только  предположительно (и это при всей оснащённости современных СТО тестерами и компьютерами*).

*Именно подход должен определять инструментарий, а не наоборот! Иначе получится так:

«…– Мы тебе, товарищ механизатор, трактор новый купили, в лизинг. Работай!   

– Не, не пойдёт!

– Почему??

– Так тут же дисплей – сенсорный! А я только с телефоном кнопочным умею!.. Не, не пойдёт. Не нужен нам такой трактор!»   

 

Не устанем повторять: отказ турбокомпрессора — лишь следствие причин «болезни» двигателя (или безалаберности хозяина, или псевдопрофессионализма «мастеров» СТО).

Как показывает жизнь – большинство наших клиентов настроено на замену ТКР и надеются, что этой заменой всё и закончится…на умирающем двигателе.

Увы, чаще всего это наив. Политика страуса. Поверьте, в этом вопросе накоплен классический опыт, характерный для всего мира. Тюмень – не исключение. Не бойтесь турбированных машин – они надежны. Бойтесь снобизма и безапелляционности тех мастеров, что ставят диагноз «на глаз», «на слух» и на других частях тела… Вот они – ненадежны… Как и их диагноз…

Удачи! И грамотных Вам сервисменов!

 

P.S.: Лопатки колес компрессора и турбины (импортные) перед установкой проходят до 17 видов тестов! Это к вопросу о надежности этих агрегатов.

 

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Вы должны Войти, чтобы опубликовать комментарий.

© Copyright «Турбо Центр» 2005-2017